Шаблон бизнес-модели по Остервальдеру
Пост обновлен 2 мар. 2018 г.
Взгляните на свой бизнес со стороны. Анализируйте ваш бизнес с помощью предложенного шаблона бизнес-модели, чтобы найти "неувязки" и точки роста. Из каких элементов строится ваш бизнес, и как они связаны между собой? На этот и близкие по сути вопросы вы найдете ответы, ознакомившись с этой заметкой.

Бизнес-модель нужна для того, чтобы разложить ваш бизнес на ключевые элементы, каждый их которых можно потом усовершенствовать.
Бизнес-модель отвечает на главные вопросы: Откуда к вам приходят деньги, и на что вы их тратите?
Взаимосвязь ключевых бизнес-элементов – это ключевые бизнес-процессы вашей компании.

Эксперты рекомендуют начать рассмотрение и анализ бизнес-модели с элемента «Потребительский сегмент». Ваши клиенты чаще всего не однородны.
Элемент «Потребительские сегменты»:
Для каких сегментов потребителей мы делаем продукт?
Кто наш главный потребитель?
Массовый рынок или нишевый?
Элемент «Ценностные предложения»:
В чем ценность нашего продукта для потребителей?
Какие проблемы потребителей решает наш продукт?
Характеристики нашего продукта.
Элемент «Взаимоотношения с клиентами»:
Как выстроены сейчас?
Какие ожидания есть у клиентов?
Элемент «Каналы сбыта» (процесс маркетинга и продаж):
Какие каналы сбыта и коммуникаций есть сейчас?
Соответствуют ли они нашим сегментам потребителей?
Как вы преподносите информацию?
Какие каналы самые эффективные?
На какие каналы мы не обращаем внимания?
Эти 4 элемента, источники ваших доходов. И они напрямую влияют на пятый элемент «Источники доходов».
Элемент «Источники доходов»:
Как потребитель оплачивает наш продукт?
Какие клиентские сегменты нам выгодны?
Как можно зарабатывать денег больше?
Другие способы монетизации нашего продукта.
Грубо говоря, это первая половина финансового планирования – работа с доходами.
Для того, чтобы успешно работать с клиентами, доносить до них ценностное предложение, качественно их обслуживать, и продавать свой продукт, нам надо осуществлять определенные активности.
Элемент «Ключевые виды деятельности»:
Для создания продукта.
Для работы с потребителями.
Здесь вы отвечаете на вопросы:
Насколько ваши продукты экономически выгодны?
Какие из них наиболее прибыльны (себестоимость продукта)?
Элемент «Ключевые партнеры»:
Кто наши ключевые партнеры?
Какие ресурсы мы от них получаем?
С какими поставщиками еще не работаем?
Как можно снизить себестоимость товара?
Здесь стоит проанализировать действия конкурентов и их поставщиков.
Элемент «Ключевые ресурсы»:
Наши ключевые ресурсы (финансовые, инфраструктурные, человеческие, интеллектуальные)?
Каких ресурсов нам не хватает?
Все эти сегменты не могут существовать без того, чтобы в них вкладывать деньги.
Элемент «Структура расходов»:
Ключевые затраты нашей модели бизнес?
Какие ресурсы самые дорогие?
Какие виды деятельности самые дорогие?
Глядя на бизнес модель, трезво и рационально оценивая каждый из элементов, вы можете серьезно поднять рентабельность вашего бизнеса и снизить ваши затраты.
Рассмотрим кейс на точке общественного питания. У вас появилась проблема – падают доходы.