Как измерить бизнес-процесс
Пост обновлен 19 февр. 2018 г.
В этой заметке мы научимся оценивать бизнес-процессы и ставить KPI – ключевые показатели эффективности. Зачем это нужно? Затем, что мы никогда не поймем, насколько мы улучшили тот или иной бизнес-процесс, если мы его не измерим.

Для того, чтобы научиться измерять бизнес-процессы, разберем их на 4 ключевых кластера.
Первый кластер, это бизнес-процессы, которые регулируют ваши финансы (финансовое планирование, бюджетирование, планирование доходов и расходов).
Кластер ФИНАНСЫ:
Доходы
Расходы
Инвестиции
Бюджеты
Кластер КЛИЕНТЫ:
Маркетинг
Продажи
Обслуживание
Доставка
Кластер ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ:
Разработка продукта
Поставщики
Закупка
Последний кластер, очень важный. Эти бизнес-процессы регулируют вашу работу с персоналом.
Кластер ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ:
Сотрудники (найм, мотивация, обучение)
Организационная структура
Как мы можем понять, насколько эффективен ваш бизнес-процесс? Только измерив его. Для этого вводим KPI – ключевые показатели эффективности.
Давайте рассмотрим, как работают KPI.
Начнем с бизнес-процесса МАРКЕТИНГ – ключевые KPI:
Доля рынка (%), динамика (%)
Объем рынка (рубли)
Посетители на сайте и лиды (человек), динамика (%)
Контакты на мероприятиях (человек), динамика (%)
Бизнес-процесс ПРОДАЖИ – ключевые KPI:
Объем продаж (рубли, количество), динамика (%)
Средний чек (рубли), динамика (%)
Количество клиентов (человек)
Доля постоянных клиентов (%)
Бизнес-процесс РАЗРАБОТКА ПРОДУКТА – ключевые KPI:
Себестоимость продукта (рубли)
Снижение себестоимости (%)
Бизнес-процесс УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ – ключевые KPI:
Текучесть персонала (%)
Количество сотрудников (человек)
Средняя заработная плата (рубли)
Премии сотрудникам (% к зарплате)
Затраты на одного сотрудника по обучению и развитию (рубли)
Бизнес-процесс ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ключевые KPI:
Объем доходов (рубли), динамика (%)
Объем расходов (рубли), динамика (%)
Объем дебиторской и кредиторской задолженностей (рубли) динамика (%)
Чисты денежный поток (рубли)
Прибыль (рубли) и ROI (возврат на инвестиции в %)
Не все бизнес-процессы можно оцифровать.
Например, процесс подготовки рекламной компании. Он состоит из:
Определения потребительских сегментов вашей целевой аудитории
Подготовки спецпредложения (акция, скидки, подарки) для них
Определения каналов коммуникаций, которыми пользуются ваши клиенты, на которых вы нацелите это сообщение
Создания медиа-плана, запланированного выхода рекламы
Создания контента, который будет размещен в этих каналах
Очень важно провести финансовое планирование этой рекламной компании. Не каждую стадию этого процесса можно оцифровать. Здесь нужно использовать другой показатель – Веха.
Веха – контрольная точка. Она показывает, к какому времени процесс должен быть завершен.
Как с помощью KPI можно диагностировать проблемы с бизнесом и принять меры, чтобы их устранить?
Например, вы владелец магазина по продаже цветов в интернете с доставкой. Вы дали рекламу и ее увидели 10 тысяч человек. Это верхний слой воронки. На сайт перешла 1 тысяча человек. Зарегистрировались на сайте (лиды) 100 человек. Выбрали букет или позвонили 30 человек. Выбрали способ доставки 20 человек. Оплатили заказ 10 человек.
С помощью этих KPI мы видим, сколько нам надо инвестировать денег в рекламную компанию, чтобы у нас было определенное количество клиентов, которые купят букет.
В тоже время мы можем диагностировать наши проблемы. У вас 100 человек зарегистрировались – изъявили желание купить ваш продукт. И только 10 реально купили. В чем проблема? Может им не нравится способ оплаты, который у вас есть? Может у вас не очень хорошие условия доставки? Подумайте над этим, и увидите, как будем меняться ваша воронка.
Таким образом, без дополнительных денежных вложений можно устранять определенные проблемы и получать больше клиентов.
Если Вам понравилась статья Как измерить бизнес-процесс, то пожалуйста, прокомментируйте ее. Поделитесь ссылкой на статью с друзьями при помощи социальных кнопок ниже.
Хотите больше знаний и практических советов? Пожалуйста! 10 советов, как сэкономить бизнесу в нынешних условиях.
#bpmn #bpm #бизнеспроцессы #управление #visio #базазнаний #kpi #бизнесмодель